Я езжу в одиночные этнографические экспедиции по России. Изучаю русское искусство, ремёсла, фольклор, этнографию, историю нашей страны "из первых рук": езжу за всем этим по глухим деревням, нахожу стариков, которые ещё пока живы и могут рассказать мне об этом, удивительнейших людей — увлечённых, умнейших краеведов какой-нибудь скромной области или деревушки, и общаюсь попутно с моими единомышленниками, которые строят свою работу на русской традиции и также увлечены ее изучением и осознанием, как и я.
Сначала я ездила сама по себе — по зову сердца и для того, чтобы отдохнуть душой. Но однажды я поняла, что моя любовь к русской деревне нарастает пропорционально ее исчезанию. И что значимая часть нашего материального наследия просто исчезает навсегда: деревни со старинными неописуемой красоты домами заброшены, ветшают, рушатся. Также исчезают заброшенные старинные храмы 200-600летней давности в жилых, умирающих и заброшенных деревнях, храмы, которые сами по себе воплощение искусства. Время идёт, старики уходят, и вот, если я ещё застаю это все как-то чудом сейчас, то наши дети уже не будут об этом даже знать. А жить без этого моста к прошлому очень тяжело, поверьте. Без фундамента ясного понимания того, кто мы, чем нам гордиться и за что стоять, чтобы двигаться дальше. Мое поколение в целом уже было лишено этого и кроме отечественной войны и не назовёт особо поводов для нашей народной гордости. А если окунуться в русское искусство, прошедшее через пучину советского времени и лишь осколками, урывками дошедшее до нас, то можно открыть для себя такой удивительный уклад былой жизни, который поразит нас сегодня своим богатством, доступностью искусства в формате "участия", а не "зрителя" в каждой, даже самой бедной семье, и способами передачи традиции. Конечно, мы считаем по умолчанию себя умнее всех живших прежде, но я считаю, что чтобы строить что-то новое (а это неизбежно: например, образование в данный момент во всем мире находится в равной степени в глубоком кризисе), нужно изучить старое и базироваться на нем, чтобы понимать свой вектор, беречь традицию — самое ценное, что у нас есть за все века существования нашего народа. Именно сейчас, когда по всему миру стирается идентичность каждого народа, идя навстречу глобализации, самое время оглянуться назад и узнать свою тайну. И тут стоит сказать, что я уже очень давно не верю (и вам не советую) опираться в этом на ютуб, а проводить исключительно лишь самостоятельные исследования в виде семейных этнографических экспедиций по всей нашей стране. К тому же, время прошлого лета показало, что природа нашей страны может открыть любые красоты, ради которых мы едем в другие страны.
Со временем я поняла, что то, что я нахожу, так зыбко и будучи не переданным дальше — ускользает навсегда, что в итоге, взяв однажды в руки камеру, все сошлось: теперь, начиная с этого лета, я превращаю свои экспедиции в документальные серии о русской самобытности, русском искусстве, нашем культурном коде и истории "из первых рук". И теперь я словно превратилась в охотника за драгоценными жемчужинами — людьми и местами, открывающими мало-помалу перед камерой тайны нашей общей истории.
Почему же я занимаюсь этим? Просто однажды я поняла, что я могу быть потрясающим учителем живописи для детей, подростков, взрослых, могу даже научить их думать и рассуждать (дар рассуждения — один из самых ценных для человека) посредством своего предмета — то есть обладать живым умом, что уже высшая степень для любого учителя. Но все это не имеет смысла без вектора направления этого ума и даже доброты. Просто не имеет смысла. Очень умные люди, далеко не дураки, жгли в печах других людей.
В нашей стране никто из педагогов сейчас не заявляет о том, что надо базировать свой предмет (любой) на истории и традиции, а я считаю, что иначе никак. Но феномен в том, что и мы с вами только-только подобрались к этой истории и к этой традиции, только сейчас можем иметь силы и возможность принять наше советское прошлое, как непрожитое горе, которое в чем-то сконтузило и следующие поколения. Принять и осознать. Дойти до предреволюционного времени, и раньше. Найти свои корни, узнать о своих родных по всей земле, не чувствовать себя при живых родителях и на своей родной земле — сиротами.
Все, что я нахожу, бережно включаю в свои занятия на протяжении всего учебного года по чуть-чуть. Но все-таки это история не только про меня и детей, но в первую очередь про осознания сообществом родителей, тк традиции место в первую очередь в семье, а не в чужих стенах. Тк традиция — это и есть наша жизнь, не догма, а самый что ни на есть настоящий жит-быт. Потому весь учебный год я плавно одариваю каждую семью маленькими традициями день ото дня, в русле одной большой нашей общей традиции. И я вижу, что в этом и есть сокровище моего подхода, а точнее, я верю что это бесценно.
Если вам близко мое исследование и созвучно, то прошу поддержать мою работу. Я езжу одна и своими силами и с полулюбительским/полупрофессиональным подходом снимаю, монтирую, хочу делиться с другими и продвигать. Но мне периодически очень, очень нужна ваша помощь! Вы можете рассказать об этом друзьям и другим педагогам, а еще поддержать любой суммой по номеру +79226808688 и я пришлю вам открытку с посланием из экспедиций. А можете поддержать выпуск первых документальных серий через нашу студию, оплатив наперёд летние пленэры, творческие дни рождения отпразднованные в нашей студии в течение учебного года, заказать семейное кино и роспись стен.
Подробнее о моих экспедициях можно подглядывать, задавать вопросы и быть со мной в пути на связи в инстаграм: https://www.instagram.com/skhimovastudio
PS: Ниже капля этого лета из экспедиции к бабушке Нине Колчиной из села Дворяне Кировской области, гончару в 7-м поколении, которая создает народную игрушку из глины, обжигая в русской печи.
PPS: Сейчас для больших дел, связанных с этим (таких как профессиональная переподготовка учителей по всей России, помощь родителям в плане внутрисемейной педагогики итд) мы регистрируем фонд, ну а пока — буду рада любой помощи.