Знаете, во время моей бурной молодости повсеместно было очень модно заниматься бизнесом. Была пора всевозможных бизнес-инкубаторов, Селигеров, акселераторов, стартапов, бизнес-молодости, ассоциаций бизнес-ангелов, венчурных инвесторов, и прочей лабуды.
Не сказать, чтобы я играла в это с упоением, но у меня не было выбора: я вышла из ‘неблагополучной’ семьи, безотцовщина, и надеяться в жизни было не на кого, кроме себя, а социально проторенных дорог с надеждой на то чтобы выкарабкаться, иных кроме бизнес-моделей в то время как-то и не было. Особенно для талантливых и амбициозных ребят (а такие в нашем поколении были, разумеется, все). Ну что ж, многие и ушли в бизнес с головой. Но в итоге спустя годы даже те, у кого все получилось очень и очень неплохо, точно также как и остальные в нашем поколении – ‘потеряли себя', искали во всевозможных бесцельных шатаниях по миру и в итоге в большинстве, если не все, – по-честному, охладели к модели бизнес-управления. Капитализм – это конечно здорово, но долговременно вдохновлять русского человека он совершенно не способен. И это прекрасно.
Также случилось и со мной, когда мне было чуть более 20-ти, я потеряла интерес к своему делу, гонке капитализма, миру бесконечного потребления, бросила свой малый бизнес и ушла в путешествия, – тоже, как водится, на 'поиски себя'. Это было недолгое время из нескольких лет, когда, объехав полсвета, я вдруг поняла на расстоянии, как ни странно, – ЧТО ТАКОЕ РОССИЯ.
В определенный момент я обнаружила, что все люди по всему миру живут на прочном фундаменте традиции, и только у нас одних ничего в сравнении с увиденным мной не было. Вообще ничего.
Было очень больно понимать это про себя и свою страну и по-настоящему завидно смотреть на других, тк в своих путешествиях жила я всегда в обычных семьях с коренными народами их обыденной жизнью. Почему у нас нет традиции? Образование у меня было не самое лучшее: школа и еле-еле законченный колледж, после которых ни намёка ответов на этот важный вопрос, по крайней мере я чувствовала что для меня сам поставленный этот вопрос – это уже открытие. И с того времени я развернула себя и свой поиск извне внутрь страны, что вылилось в долгое интереснейшее исследование, которое вело к пониманию того, кто есть я, и кто мы – русские.
Я начала изучать историю нашей страны последних ста лет, в основном, пока это еще возможно, из первых рук в своих одиночных этнографических экспедициях – от стариков, краеведов, генеалогов, ремесленников, начала изучать нашу культуру и самобытность, а точнее, полное отсутствие последней в советское время и исторические предпосылки этого.
И когда я только немного нащупала систему координат, в которой мы живем, то решила осуществить ‘поиск себя’ в той сфере, которая виделась мне самой дефицитной в нашей стране на то время. Я выбрала детей и сегодняшние семьи, и не промахнулась. Без какой-либо подготовки, без особого образования, просто доверившись Богу, что моё решительное намерение сможет во что-то облечься. Так, 8 лет я посвятила детям, и со временем это вылилось в мою школу живописи. Знаете, на уроках рисования на самом деле предмет изучения вовсе не само по себе рисование, а то, о чем ты хочешь поговорить на языке рисования, что ты хочешь вложить в этот урок - это может быть разговор на любую тему. Как здорово, что можно вкладывать самые возвышенные смыслы в урок – чистой воды поэтика!
Нет, я не против бизнеса, а очень даже за. Но это не для всех поголовно, ведь существует еще, например, прямое созидание - ремесленничество (кстати, свою школу я отношу прямо к ремеслу). И то, что в свое время в нас всех поголовно посеяли модель бизнес-отношений, сказалось на всем вокруг сегодня: в конечном счете и на образовании, на медицине, кои в русском менталитете не могут быть построены на основе капитализма, иначе перестают быть образованием и медициной, а превращаются в калечение и способ 'посадить на деньги'. Но мы позволяем этому быть, потому что как цвет сегодняшней России мое поколение 30-35-летних впитало идею капитализма, срослось с ним и только нащупало рельсы иллюзорно 'тихой' жизни далее. Внедренная в общество модель капитализма рушит все общество, показывая нам на тысячах примеров в разных странах, как меняются фундаментальные ценности человечества и ты не имеешь права в якобы свободном обществе этому противостоять (это и есть фактически сегодняшняя демократия, на минуточку). Мы все между собой в этой гонке жизни становимся соперники, и даже дружба зачастую строится по принципу совместной работы локтями и попутной поддержки/рефлексии в поиске места под солнцем. Наши родители и бабушки, живя в абсолютно противоположной парадигме ценностей, и творя из себя человека служАщего, а не служебного (потребителя) потому и не могут в этом найти с нами общего языка, что мы суть две разные цивилизации.
Так вот что же это было - когда в 2000х нас, молодых-зеленых, резко стадом поголовно выманили в малый и не такой уж малый бизнес, что это, как не край капитализма, где сам капитализм – это уже не просто способ жить-быть, но и целая религия, со всеми вытекающими. Со всеми этими сегодняшними ‘энергиями денег’, что это, как не выставление себя и своей души на торги? Куда дальше, когда любой ребенок может стать миллиардером и уже не нуждается во взрослом и родителе, лишь как в обслуге. А что такое блогерство в большинстве своем сегодня, как не информационная проституция? Помню, как мило все это начиналось на всяких бизнес-мероприятиях для молодежи – с игр в экономику, в которых в действительности была полноценно раскрыта вся психология рынка: кто мог впихнуть ненужный тебе товар всеми возможными способами, тот и молодец; кто больше пел красивых песен о своем товаре, пусть даже не соответствующих действительности, у того выручка была больше, и даже для смышленых неудачников на рынке было место: в конце игры они спекулировали, разными способами забирая активы тех, у кого не сложилось, и сколотили себе на этом состояние. Бедные беднеют, богатые богатеют. И снова скажу: я не против зарабатывания денег, но ради чего все это? Гедонизм, как вершина стремлений человеческой жизни? И это в XXI веке, когда мы уже знаем всё от Платона и Баха до Достоевского? Ну тогда получайте поколения разочарованных в отсутствии глубины такой жизни суицидников, наркоманов - их количество будет только расти, а их возраст молодеть, взгляните в статистику.
Капитализм – это история про личное счастье ценой счастья другого, и про естественное последствие его – стремление к бесконечной власти и атомизированности общества. Не просто общества людей без семьи, но и людей без пола - вплоть до общества абсолютных трансгендеров, которые на самом деле являются до конца жизни лишь источниками прибыли бигфармы, тк сидят на гормонах пожизненно (но мировое общество, стремящееся к демократии, на самом деле совершенно не волнует, насколько это этично, и полезно ли физически, психически и материально для человека впринципе). В обществе победившего капитализма каждый сам за себя в худшем смысле этого слова, каждый другому волк. Общество хищников это практически общество каннибалов – это не символическое сравнение.
«Мы живем как свиньи и дохнем как свиньи, только потому что мы друг другу никто» – прекрасные слова главного героя из фильма «Дурак». И если идти от обратного и искать, что же нас еще может попробовать объединить, причем именно нас, русских, – так это наша история, наши корни, предки. Эти слова для русских сегодня настолько непонятны и при этом замусолены, что всем нам не помешало бы просвещение и народное самопознание (а не одиночный ютуб-серфинг, который в итоге приводит к революциям - см. фильм от создателей алгоритмов google, facebook, twitter и др. "The social dilemma").
Последние годы, преподавая в основном малышам и младшим школьникам, я очень переживала за ребят постарше - старших классов и студентов, вспоминая себя и свою потерянность в это время, перелом от несоответствия между внутренней жаждой высоты и глубины и всем тем, что меня окружало, и соотвественно не видя, как достойно применить себя в этой жизни. Переживала, когда видела ребят на митингах Навального, пришедших посредством манипуляций из тик-тока и ВК, переживаю, видя, как они совершают те же ошибки, что и наше поколение, и думают что это обойдётся им так легко и просто. Нет, обойдется потерянным здоровьем, недолговечностью семьи и потерянным самим собой. Но какая цена ошибок их ждет сегодня? Что, если у сегодняшней России как Русской Цивилизации роковое время/у России нет времени на эти ошибки? Переживаю, помня, как все интереснейшие из моего окружения люди всегда после школы/универа/карьеры уезжали, и чем интереснее они были, тем дальше они всегда уезжали. Я ведь и сама уехала, считала себя космополитом и проповедовала идеи глобализма издалека друзьям. Что заставляет оставаться нас здесь или уезжать, без земли и без имени, без рода без племени, – и к чему мы все стремимся? Почему мы никому не нужны и кому должны быть нужны? Дезориентированные в пространстве и времени, знакомые лишь с законом джунглей (капитализма, конкуренции, выживания), никому в нашей стране не нужные, словно сироты. Полностью атомизированные, оторванные от традиции и истории, мы движемся к царству новой этики, трансгуманизму, евгенике, и будем утешаться тем, что это лучший из возможных путей развития человечества.
Но это не так! У России свой путь, сотканный из ее истории последнего тысячелетия. И об этом пути я готова рассказать исходя из своего исследования студентам вместе с лучшими историками современности, учеными, философами, этнокультурологами, генеалогами, биологами и нейробиологами.
Именно в это время, и еще до всеобщей мобилизации и даже до СВО я ощутила свою личную мобилизацию, и мне захотелось переключиться с прежней преподавательской деятельности на то, что сейчас логически более необходимо. Завтра ваши дети будут жить в том мире, который сформирует сегодняшняя молодежь, то есть студенты. Я считаю, что сегодняшние студенты, особенно в регионах - это самые настоящие сироты, пусть даже при живых родителях. А те деятели, которых я назвала выше, – не будут ездить по всем подряд университетам по всей стране, тк многие из них и сами московские ректоры и доценты, люди при постах, серьезные и деятельные. Однако ездить по стране все равно надо, показывать, разговаривать, говорить о жизни, о всех личных разочарованиях в идеологии западного мышления и карьеры; о том, почему русскому человеку это не подходит, и о том, кто мы исторически и через что прошли, о том, что все упирается в нашу веру и традицию.
По сути и все мои фильмы в работе, которые складываются в большую трилогию (по-прежнему буду благодарна за помощь!), будут про переосмысление русской истории, советского времени, про то, кто же мы на самом деле и куда мы идем. Я уверена, что только вкупе с осмыслением, разговором вживую, такие материалы могут принести толк. Думаю, что главный упор нашего врага идет на студентов и старших школьников, потому что на деле они нами же самими непонятые и неоцененные, в то время как в их возрасте я и сама мечтала встретить хоть одного адекватного своим ценностям человека, за которым бы можно было пойти, чтобы работать бок о бок, со-трудничать, быть полезным здесь. Наша жизнь и общество построены так, что они отдают сок лучших молодых лет своей жизни вникуда в лучшем случае, а так – сливают в деструктив и самоуничтожение. Просто у нас так принято. И попробовать остановить это можно только искрой личного разговора – из уважения, любви и в лучшем смысле жалости к тем, кто идёт вслед за нами, зная по себе горькую дорогую цену их предстоящих потерь.